Как платформа «Знай своего клиента» снизит нагрузку на бизнес
Однако опрошенные ТАСС бизнесмены просят ввести четкие критерии разделения компаний по зонам риска.
Банк России ожидает, что к середине 2022 года все финансовые организации смогут подключиться к платформе ЗСК, которая позволит классифицировать предпринимателей по зонам риска. В ЦБ считают, что платформа позволит снизить нагрузку на добросовестный бизнес, а также расходы банков на контроль сомнительных операций. Банк будет информировать клиента о том, что ему присвоен высокий уровень риска, таким образом у предпринимателей не будет необходимости подключаться к платформе. Подозрительным клиентам банк вправе отказать в обслуживании или заблокировать транзакцию.
Попадание в «красную зону» фактически будет означать для компании запрет на банковское обслуживание — ей нельзя будет открывать новые банковские счета, проводить любые операции, использовать систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и Систему быстрых платежей (СБП).
К источникам данных для оценки уровня риска клиентов будут отнесены:
- информация о межбанковских и внутрибанковских транзакциях;
- отчетность банков и хозяйствующих субъектов;
- риск-ориентированная информация банков, Росфинмониторинга, ФНС, ФТС и правоохранительных органов.
По данным ЦБ, большинство клиентов (99%) находятся в «зеленой зоне» — это почти 3,7 млн ИП и 3,4 млн юрлиц. С ними операции банки будут проводить без ограничений. Тех клиентов, которых можно было бы определить в «красную зону», как оценивает регулятор, немного — всего 0,7%, а в «желтую» — 0,3 процента.
«В больших банках система «комплаенс» настроена таким образом, что выделена за периметр традиционных отделов. Так, «кредитчики» собирают информацию о клиенте и направляют «рисковикам», при этом, зачастую общение сотрудников банка с ними не практикуются, а с клиентом вообще исключены. От качества подготовки документов клиентскими менеджерами порой зависит вынесение положительного или отрицательного заключения «рисковиками». Кому-то могут отказать в кредите, кому-то — в проведении платежа, а кому-то откажут в обслуживании в банке».
Дмитрий Пурим, руководитель Московского регионального отделения Партии Роста, председатель совета директоров «Совфрахт»
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал считает, что запуск платформы «Знай своего клиента» позволит сразу объяснить клиентам, почему они попали в «красную» зону. «И либо они устраняют недочеты, либо банк отказывает им в обслуживании. Сам подход совершенно правильный, и его нужно реализовывать», — убежден Сигал. «Сейчас приходит запрос из ЦБ с просьбой к банку проверить конкретную компанию и банк начинает запрашивать кучу бумаг: контракты, платежи, обоснования и прочее. И если, как нам говорят, подавляющее большинство компаний не будет в «красной» зоне и не нужно будет запрашивать документы для компаний из «зеленой» зоны, то это очень сильно облегчит и жизнь банку и компании», — объясняет он.
Успех инициативы приведет к снижению нагрузки на предпринимателей, поскольку банки смогут получать необходимую информацию без дополнительного запроса ее у клиента, а также сократит число оснований для отказа в проведении операций или блокировке счетов лиц, имеющих низкую степень риска, добавляет старший юрист юридической фирмы VK Partners Глеб Базурин.
Единая платформа облегчит возможности получения кредитов добросовестным заемщикам, — а возможно, это даже приведет в перспективе к небольшому снижению стоимости кредита, спрогнозировал в разговоре с ТАСС доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Вадим Ковригин.
Однако нельзя не учитывать и высокие риски запуска платформы ЗСК в существующем именно сейчас виде. По словам члена «Деловой России» Алексея Мостовщикова, на сегодняшний момент отсутствуют какие-либо четкие критерии отнесения бизнеса к группе высокого риска. «Для начала очень бы хотелось увидеть точный и полный список критериев. Хотелось бы понять, насколько все это действительно необходимо, и настолько ли у нас тяжелая ситуация с обналом, что надо вводить такие меры. А еще очень бы хотелось, чтобы интересы администраторов не были самыми важными, а чтобы дали слово самим предпринимателям», — солидарен с ним и Аркадий Мурзаев, учредитель компании «Экспорт-Трейд».
«Прежде чем повсеместно внедрять систему, необходимо очень серьезно поработать с критериями попадания в зоны. Иначе я вижу большую коррупционную емкость этой инициативы. Места в зонах могут продаваться и покупаться. Так вот, чтобы этого не произошло, заносить предприятия в зоны должен искусственный интеллект. Тогда вопросов не будет».
Максим Лалакин, член генерального совета «Деловой России»
По словам гендиректора «Келеанз Медикал» Елены Кириленко, необходимы четкие, оперативные инструменты исправления таких ошибок и проработанный механизм получения обратной связи от предпринимателей, «если, например, информация была некорректно занесена и требует изменения».
Источник: business.ru
Оставить комментарий