Последствия «регуляторной гильотины» для бизнеса
Теперь у отечественных предпринимателей, благодаря ей, появился механизм воздействия на соответствующее ведомственное нормотворчество.
В январе 2021 года руководитель Аппарата Правительства РФ, вице-премьер Дмитрий Григоренко заявил, что на начало нового года было отменено около 11800 нормативно-правовых актов, содержащих различные требования для бизнеса. Больше всего их пришлось на период СССР. По словам Григоренко, в общей сложности это составило приблизительно 33% от общего числа избыточных и дублирующих обязательных для предпринимателей требований. Оставшиеся две трети были полностью инвентаризированы и актуализированы.
Как сообщил ТАСС советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко, требования, скажем, к общепиту стали короче в пять раз, но осталось еще свыше тысячи различных актов, которые кабмин не успел пересмотреть или отменить. Об этом же рассказала и первый вице-президент организации «Опора России» Марина Блудян — по ее словам, в первую очередь это «документы, связанные в том числе с атомной энергетикой, которые невозможно отменить и быстро переработать, или документы, по которым в 2021 году ожидается изменение законодательства и, соответственно, они будут изменены».
«Среди первостепенных задач по регулированию, о которых мы говорим уже не один год — установление всем игрокам отрасли единых требований, вне зависимости от налогового статуса — самозанятый, индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью. Вроде бы все понимают, что наша сфера связана со здоровьем граждан и, казалось бы, требования СанПиНа и бытового обслуживания должны быть едиными, но пока они распространяются лишь на юридические лица, к которым не относятся самозанятые граждане», — говорит учредитель сети салонов маникюра и педикюра «Пальчики» Нина Литвинова.
Опрошенные ТАСС эксперты говорят, что действие регуляторной гильотины следовало бы распространить на лицензионно-разрешительную систему. Так, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, председатель реготделения Партии роста Павел Солодкий отметил, что требуется более гибкий подход к выдаче медицинских лицензий: «Речь о тех случаях, когда уже действующая медицинская организация открывает свои филиалы на территории муниципалитета или региона. Новые представительства вписывают в действующую лицензию в течение месяца. То есть, если компания хочет открыть сразу три филиала, то последовательное вписывание их в уже действующую лицензию занимает несколько месяцев. И это довольно большой срок, который может быть пересмотрен».
«Разрешение на занятие бизнесом, если вид деятельности не связан со здоровьем граждан, должен носить заявительный характер, причем необходимо полностью исключить контакты с чиновниками — максимально нужно использовать возможности многофункциональных центров и сайта госуслуг».
Дмитрий Пурим, руководитель Московского регионального отделения Партии роста, председатель правления транспортно-логистического холдинга «Совфрахт»
Как рассказал Дмитрий Григоренко на встрече с президентом Путиным, на сегодняшний день в России существует 54 лицензируемых вида деятельности и еще около 500 видов требуют получения разрешений, сертификатов, аккредитаций и других аналогичных документов.
И теперь у отечественных предпринимателей появилась еще одна возможность пусть и косвенно, но все же влиять на судьбу нормативно-правовых актов, содержащих обязательные для них нормы и правила, чтобы вычислить, какие из них избыточны, какие дублируют друг друга, а какие — безнадежно устарели. Речь об утвержденной постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2454 схеме работы по выявлению таких норм и оценке их применения. Она базируется, в том числе, на следующих показателях:
- оценке затрат, необходимых для исполнения норм;
- динамике роста/падения бизнеса в соответствующей сфере;
- количестве наказанных бизнес-субъектов;
- количестве жалоб от бизнес-субъектов на проверяемые нормы;
- количестве судебных дел об оспаривании НПА в данной сфере.
Если при оценке выяснится, что проверяемая норма противоречит другим нормам, или дублирует другую норму, или неопределенна, некорректна, неоднозначна, или морально устарела, или устойчиво применяется «на местах» по-разному, или что просто-напросто нет однозначных критериев оценки её соблюдения, то соответствующий орган власти обязан сделать в публикуемом на портале regulation.gov.ru докладе вывод о том, что эту норму нужно либо обновлять, либо отменять.
Источник: business.ru
Оставить комментарий